Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

22.02.2018

Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каждое из этих проявлений межнациональных отношений имеет свое специфическое содержание. Дадим краткую характеристику некоторым из них.
Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, этносов). Они формируются как стихийно, в процессе развития, скажем, торговых связей между народами, так и на уровне межгосударственных отношений самостоятельных государств, а также в рамках федеративных государств между республиками, автономиями и т. д. Объективной основой межнациональных экономических отношений являются сложившееся общественное разделение труда между различными национальными образованиями, хозяйственно-экономические связи между ними.
Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются прежде всего участия всех народов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни. В данном случае встает вопрос о государственном устройстве: является ли данное государство унитарным, в котором отсутствуют механизмы представительства и реализации на государственном уровне интересов отдельных наций, или же оно представляет собой федерацию, в которой такие механизмы имеются.
Политические межнациональные отношения направлены, кроме того, на осуществление гражданских прав и свобод представителей различных наций. Наконец, свою роль играют национальные политические отношения на уровне межгосударственных отношений народов. Речь идет об отношениях между народами, имеющими свою национальную государственность, обладающими государственной независимостью и суверенитетом. В этом случае их отношения касаются практической реализации национальной независимости и суверенитета, а также их экономического, политического и культурного сотрудничества, нахождения путей и способов оптимального решения данных вопросов.
Важнейшую роль в жизни и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и в то же время на сохранение и развитие их национальной самобытности. Этому способствуют обмены в области народного и профессионального искусства, в том числе песенного, танцевального, музыкального, прикладного, а также сотрудничество в области литературы, современного монументального искусства, живописи, архитектуры и т. п.
Национальная духовная культура, будучи, как правило, весьма сложным, бога-тым и многоплановым явлением, развивается в контексте имеющихся в данном об-
ществе экономических, политических, нравственных, религиозных и других общественных отношений, испытывает на себе их влияние и в немалой степени зависит от них. Вместе с тем она развивается в тесном взаимодействии национальных культур многих народов, в процессе которого складывается мировая духовная культура.
Можно указать на межнациональные экологические отношения, возникающие, в частности, в связи с охраной природы на территориях, где издавна живут те или иные народы. И не только с охраной, но и с воспроизводством природных ресурсов, в том числе земельных, лесных, водных и др. Цивилизованное решение данных проблем все более становится важнейшим условием выживания и развития больших и малых народов (этносов). Проблемы должны решаться как на государственном, так и на общественном уровне, в том числе на уровне общественного и семейного воспитания каждого человека, формирования у него современной экологической культуры, привития любви к природе, бережного к ней отношения. И конечно же, необходимо самое тесное и активное сотрудничество всех народов в области решения обострившихся в современную эпоху проблем экологии с учетом национальных интересов каждого из них.
Древние письменные и устные источники оставили нам свидетельства о крупнейших межнациональных конфликтах ранней поры. В Ветхом завете описана депортация евреев, т. е. насильственное выселение народа с его этнической родины; хорошо известна история изгнания сарацинов, т. е. арабов, с Пиренейского полуострова, которые сами пришли в Европу как завоеватели. Огромное количество подобных событий хранит история Азии. На протяжении всей эпохи развития человечества происходило постоянное перемещение этносов по территориям Земли. Можно выразиться даже так: мировая история явилась продуктом глобальных этнических сдвигов на поверхности планеты.
Один из пороков российской национальной политики – выдвижение задач без учета материальных условий их решения, без глубокого анализа существующих противоречий. Нельзя утверждать, что причиной межнациональных конфликтов явился только распад СССР, они существовали и ранее. В этом случае мощным катализатором явились политизация национальностей и перекрещивание национального и государственного. Национальные интересы и национальные конфликты находятся не в центре, а на периферии внимания реальной политики. Причем она осуществляется таким образом, что вновь и вновь порождает национальные конфликты, и вслед-ствии этого государственная власть наносит ущерб своей собственной стабильности. Фактически, более важным сточки зрения государственных структур оказывается вопрос о власти в Центре, о соотношении законодательной и исполнительной властей, о способах утверждения президентской власти. Многие политические деятели исходят из предпосылки: как только власть в Центре будет упрочена, так она сразу же сможет заняться разрешением национальных споров. Таким образом, конфликты двоякого рода накладываются друг на друга: политический конфликт в Центре, связанный с борьбой за власть, представляет собою питательную среду для развития национально-этнических конфликтов, и, наоборот, национально-этнические конфликты оказываются средством борьбы за власть [ 1, с. 183]. Кроме того, так уж сложилось исторически, неоднократно произвольно перекраивались как внутренние, так и внешние границы государства, что, в свою очередь, явилось бомбой замедленного действия. На этой почве возникла проблема разделенных народов, например, армяне – в Турции и Армении, таджики – в Афганистане и Таджикистане. Особенно часто эксперименты над терпением людей проводились в советский период. В результате появились трения на межнациональной основе: в Дагестане – между аварцами, кумыками, даргинцами и лезгинами, в Татарстане – между татарами и чувашами и др. Помимо всего прочего государственно-правовая реабилитация народов, депортированных из мест постоянного проживания, оказалась весьма сложным де-
лом. В этом случае интересы реабилитированных народов вступили в противоречие с интересами людей, заселивших места их прежнего проживания (крымские татары, месхетинские турки, немцы Поволжья и др.). Распространение ваххабизма способствует формированию исламофобии у всего (особенно славянского) населения. Из республик Северного Кавказа продолжается отток не только русских, но и представителей других, даже коренных национальностей. За 1989 – 2000 гг. минимальные миграционные потери Чеченской Республики оцениваются примерно в 500 тысяч человек и состоят практически целиком из русскоязычного населения. Осложняет ситуацию и отождествление в общественном сознании чеченцев и в целом мусульман с ваххабитами. В ряде городов Ростовской. Волгоградской и Астраханской областей, Ставропольского края прошли общественные выступления против строительства мечетей и открытия мусульманских молельных домов. Таким образом, ваххабизм выступает и в качестве серьезного идеологического и организационного канала влияния на межнациональные отношения населения юга России.
Факторами социальной напряженности в межнациональных конфликтах являются также психологические особенности и стереотипы поведения отдельных социальных этногрупп; влияние родоплеменных традиций, религиозных и иных обычаев; националистическая политика руководящей элиты в условиях многонационального населения региона; недовольство граждан некоторыми решениями центральных органов власти; безответственность средств массовой информации. Можно утверждать, что вся совокупность социальных отношений, как в зеркале, отражается в межнациональных отношениях. Вопросы, касающиеся равноправия и подчинения, неодинакового экономического и культурного уровня развития, вражды и подозрений на национальной почве являются сегодня главными. К сожалению, в общественном сознании процесс самоопределения почему-то ассоциируется с процессом отделения (нет отделения – нет самоопределения). В этом отношении стал наблюдаться перекос: самоопределение – цель, а не средство саморазвития нации без ущерба для других народов.
Надо сказать, что межнациональные отношения возникают и осуществляются не только на уровне целых народов (этносов, наций), но и на межличностном уровне в процессе повседневного общения людей разных национальностей. Межличностные отношения нередко обладают богатым духовным содержанием, но во всех случаях это есть отношения весьма деликатного свойства. Чрезвычайно важно учитывать моральную и психологическую стороны этих отношений. Национальные чувства людей, как правило, весьма утонченны и легкоранимы. Здесь особенно важно проявлять такт и деликатность, уважение друг к другу. Этому в немалой степени способствует расширение знаний относительно нравов, обычаев, традиций и в целом духовной культуры других народов, воспитание терпимости и уважения к представителям иных национальностей. Ярким подтверждением тяготения друг к другу представителей разных народов служат межнациональные браки. Было бы противоестественным запрещать их, как того требуют ярые националисты. Запретить их невозможно. Значит, надо создавать морально-психологические, политические и другие условия для нормальной жизни. Одной из фундаментальных предпосылок это1 о является формирование у каждого человека культуры межнационального общения в соответствии с требованиями современного цивилизованного общества.
Особое значение для предотвращения межнациональных конфликтов сегодня имеет деятельность правоохранительных органов. Их работа напрямую связана с работой органов власти и часто с ней отождествляется. Поэтому, если власть допускает такие просчеты, как слабый контакт с населением, ошибки в расстановке и контроле кадров руководителей местных учреждений, отсутствие навыков выявления и прогнозирования факторов обострения межнациональных конфликтов, а также непри-
нятие комплексных оперативных мер по их устранению, – все это ведет к обесцениванию деятельности органов внутренних дел (ОВД), падению авторитета, так как они не свободны от действии высших инстанций. Вместе с тем имеется и ряд недостатков в профессиональной деятельности, выявленных в зоне действия межнационального конфликта. К ним можно отнести недостаточное использование телефонов доверия, социологических опросов, слабую работу в коллективах, некорректные действия нарядов ОВД без учета национального состава групп граждан, медлительность (не учитывается возможность быстрой смены тактики действий толпы, организаторов беспорядков). Кроме того, отмечается банальная нехватка транспорта, средств связи и индивидуальной защиты. Неудовлетворительно обстоит дело со знанием языка, традиций того народа, на территории которого находятся работники правоохранительных органов.
В заключение хотелось отметить, что без создания культуры разрешения конфликтов в сфере национальных отношений, без введения их в цивилизованное русло прочное Российское государство невозможно. Можно сказать, что это центральный вопрос внутренней политики России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Здравомыслов Д. I'. Социология конфликта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс. 1996.
Юлия Михайловна БЕСПАЛОВА –
профессор кафедры социологии и социального управления ГюмГУ, доктор философских наук Вадим Авенирович КОНДАКОВ – профессор кафедры философии ТГНГУ, кандидат философских наук
РУССКАЯ КУЛЬТУРА- ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ
В мировой и отечественной литературе веками существовало устойчивое представление о загадочности русской культуры, русского народа и "русской души". Ни одна культура в мире не оценивается так по-разному и так противоречиво, как русская. Н. Я. Данилевский в книге "Россия и Европа" обосновывал самобытность русского культурного типа. По его мнению, толерантность свойственна славянству по самой природе. Терпимость русского народа подтверждается тем, ч го смертная казнь была отменена в России раньше, чем в Европе. Даже в самые "грубые" времена среди славян существовала религиозная терпимость. Россия не имела колоний, завоеванные ею племена никогда не лишались свободы и постепенно раст ворялись в русском народе. Князь Владимир почти без сопротивления ввел на Руси христ панство. Почти без подготовки и борьбы совершилось в России освобождение крестьян. Все это объясняется, по Данилевскому, тем, что движущую силу русского народа составляет общинное нравственное сознание, которое медленно зреет, но всецело подчиняет себе личность, когда наступает момент действовать. Русский народ в массе своей обладает терпимостью, умением повиноваться, отсутствием властолюбия и стремлением к справедливости.
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-mezhnatsionalnyh-otnosheniy-v-rossii
Игорь Львович ГРОШЕВ – доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Тюменского юридического института МВД РФ, кандидат социологических наук Ирина Александровна ГРОШЕВА – доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Тюменского юридического института МВД РФ, кандидат социологических наук.
Наша главная задача – сохранение межнационального мира и согласия в стране
Мы продолжаем публиковать материалы свежего (майского) номера журнала "Регионы России". Сегодня – статья Руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря БАРИНОВА. http://www.gosrf.ru/news/29935/
29.05.2017
Мы продолжаем публиковать материалы свежего (майского) номера журнала "Регионы России". Сегодня – статья Руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря БАРИНОВА:
Уровень общероссийской гражданской идентичности в нашей стране сейчас самый высокий за весь постсоветский период и с момента начала измерений этого показателя. Сегодня он, по данным Института социологии РАН, выше 70%. И что особенно важно, имеет тенденцию к дальнейшей положительной динамике. Вообще России свойственна сложная многоуровневая идентичность.

Люди идентифицируют себя и по национальному, и по профессиональному, и по социальному признаку. Житель Республики Дагестан, скорее всего, в кругу семьи назовет себя представителем конкретного народа, например, лакцем. Приехав в другой регион России, он с большей вероятностью скажет, что он дагестанец, а за пределами страны назовет себя россиянином. Это абсолютно нормально для нашей многонациональной страны.
Приведу еще один важный для нас показатель: 93% наших граждан говорят о том, что не сталкиваются с проблемами в связи со своей национальностью, и только 5% заявляют, что испытывают трудности. И это не может нас не радовать.
Стабилизация межнациональных отношений стала следствием продуманных действий на государственном уровне. В первую очередь, принятой в 2012 году Стратегии государственной национальной политики, а затем и создания два года назад нашего агентства, что позволило приступить к формированию многоуровневой системы государственного управления в национальной политике, основанной на взаимодействии федерального, регионального, муниципального уровней власти и институтов гражданского общества. Следующим таким основательным шагом была разработка и принятие первой государственной программы в нашей сфере и начало ее реализации в этом году.
Программа "Реализация государственной национальной политики", утвержденная Д. Медведевым в конце декабря 2016 года, во многом уникальна в силу специфики регулируемой сферы, которая связана с очень чувствительными отношениями между людьми разных национальностей и вероисповеданий.
Госпрограмма является механизмом реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Ее основные цели: сохранение, поддержание межнационального мира и согласия, межнационального единства; формирование общегражданской идентичности, укрепление духовной общности и одновременно сохранение и развитие этнокультурного многообразия всех народов, проживающих в нашей стране; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии; успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
Принятие госпрограммы позволило перейти от ситуационной поддержки отдельных мероприятий к системному программно-целевому подходу финансирования этой сферы деятельности. Все мероприятия взаимосвязаны между собой по целям, задачам, срокам выполнения, финансовым ресурсам. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, на большие бюджетные ограничения, при работе над госпрограммой впервые удалось сконцентрировать достаточно серьезные деньги на сферу национальной политики – почти 26 млрд рублей до 2025 года.
Соисполнителями программы являются пять федеральных органов исполнительной власти, Управление делами Президента РФ и два государственных вуза – Московский и Санкт-Петербургский университеты.
В силу того, что фактически любой вопрос, любая проблема в этноконфессиональной сфере носит межведомственный характер, мы рассчитываем, что количество участников госпрограммы в будущем будет только увеличиваться.
Мы продолжим разрабатывать и внедрять совместно с регионами рабочие механизмы повышения эффективности реализации государственной национальной политики. Очень важно, чтобы руководство субъектов при формировании собственных программ в нашей сфере не замыкалось только на этноконфессиональной специфике региона, а включалось в общегосударственную повестку. Нельзя, чтобы государственные праздники – День России, День российского флага, День русского языка, День народного единства и другие – уходили на задний план и оставались в тени региональных мероприятий. Сегодня наша общая задача – формировать общегосударственные ценности, идеалы, способствующие укреплению единства нации, безусловно, не оставляя без внимания сохранение того уникального этнокультурного наследия, которым богата наша страна.

Еще одна уникальная особенность нашей страны – ее многоязычие. В России, по данным переписи 2010 года, живут представители 193 национальностей, и они говорят на почти трёх сотнях языков, не считая диалектов. В этом году мы учредили всероссийскую общественную премию "Ключевое слово". Этой премией будут отмечены люди, которые вносят заметный вклад в сохранение и развитие русского языка и языков народов России. Уверен, что решение всех этих вопросов имеет важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления целостности России.

Поделиться ссылкой:
ФЕВРАЛЬ, 2018
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
 
 
 
Архив новостей